Меню

История российского ритейла

Ритейл в широком понимании слова следует рассматривать как весь процесс организации розничной торговли. Российский рынок возник не на пустом месте, не сам по себе. Мы являемся частью международного ритейла, уходящего корнями в 15-16 вв., когда в Германии возникла сеть торговых лавок по продаже однотипного ассортимента под единой вывеской.

1930 год ознаменовался появлением в Нью-Йорке магазина, ставшего прообразом современного гипермаркета. Этот год считают официальной датой рождения сетевого ритейла.

Первые товары под частной торговой маркой магазина были предложены французским покупателям в середине 70-х годов.

В потребильскую розницу сетевой ритейл прочно вошел в 80-е годы. Он экспериментировал и искал пути развития, укрепления своего влияния на новых рынках. И такие рынки были найдены в большом количестве, когда в конце 80-х восточноевропейские страны обрели независимость и встали перед необходимостью реформ.

Лихие 90-е

В России командная экономика переходила в рыночную очень медленно, что было обусловлено нестабильной политической системой и социальными проблемами общества. Крупные финансовые группы видели в розничной торговле больше рисков, чем перспектив. Поэтому основным источником финансирования проектов ритейла были банковские кредиты с огромными процентными ставками. Кроме того, в стране не было квалифицированных специалистов по построению сетевого бизнеса, рынок IT-технологий был неразвит, а услуги связи ― очень дороги.

В России командная экономика переходила в рыночную очень медленно, что было обусловлено нестабильной политической системой и социальными проблемами общества. Крупные финансовые группы видели в розничной торговле больше рисков, чем перспектив. Поэтому основным источником финансирования проектов ритейла были банковские кредиты с огромными процентными ставками.

Кризис ― явление цикличное

Кризис 1998 года парализовал все сферы экономики России. Розничные и оптовые компании буквально боролись за выживание. А те, кому это удалось, даже нарастили темпы развития. Реальные доходы населения тоже росли. Все это стимулировало российских и западных инвесторов к реализации крупных розничных проектов в нашей стране, появлению большого количества международных розничных игроков на российском рынке. Условия стали жестче, требования к бизнесу возросли, конкуренция увеличилась.

К 2010 году российский рынок потребления должен был стать самым крупным в Европе. Однако кризис 2008-2009 гг. перечеркнул эти планы. Российские ритейлеры вынуждены были существенно сократить или полностью прекратить финансирование инвестиционных проектов, продавать непрофильные активы, закрывать нерентабельные объекты. Многие обанкротились.

Однако на сегодняшний день розничная торговля стала по-настоящему масштабным бизнесом. И чтобы он был успешным, во всех странах, в том числе и России создаются объединения и ассоциации представителей торговых сетей, ставящих целью развитие и продвижение интересов своей деятельности.

loader
loader