Меню

Конференция НАСТ: Рынок аренды

Поделиться в социальных сетях:

21 апреля в Москве состоялось ежегодное собрание членов Национальной ассоциации участников сетевой торговли (НАСТ). В рамках общего собрания проходила конференция. На дискуссии «Рынок аренды» собрались интересные эксперты, представляющие все стороны – девелопер, ритейлер, государство, консалтинг.

Стоит отметить, что на сегодня НАСТ является единственным бизнес-объединением, которое продвигает и защищает интересы ритейлеров в части арендных отношений.

Дискуссию о рынке аренды открыл Евгений Бутман, основатель и председатель совета директоров ГК ideas4retail, предоставив слово Рубену Арутюняну, президенту «Хендерсон-Россия», который напомнил о продолжающемся с 2014 года падении рынка розничной торговли. «Что произошло за эти три года? Драматическая девальвация российской валюты в два раза привела к снижению покупательской способности населения и снижению проходимости в ТЦ. Мы видим, что покупатель ищет товары со скидкой, он больше не хочет приобретать что-либо по первым ценам. Из-за этого у нас падает маржа. Это совпало по времени с открытием новых ТЦ в формате аутлетов, где идет активный рост продаж и трафика покупателей. Но в целом, мы понимаем, что мы там не очень зарабатываем. Как нам с этим жить?», — отметил Арутюнян в своем выступлении. В этих условиях ритейлеры рассматривают новые взвешенные условия сотрудничества с арендодателями, которые позволят и ритейлерам и арендодателям не быть убыточными. Как заметил Борис Кац, директор по развитию компании «Леонардо», продажи во многих секторах уходят в интернет и это начинает значительно давить на выручку розничных магазинов. Количество торговых центров продолжает расти и предложение торговых площадей также растет за счет ввода новых ТЦ, развития стрит-ритейла, реконцепции старых торговых центров. «Несколько лет назад ставки аренды были неприемлемыми для ритейлеров и сейчас идет тенденция к их снижению, однако на это идут не все арендодатели, но в целом по рынку процесс, несомненно, идёт» — подчеркнул он.

Олег Войцеховский, управляющий директор Российского Совета Торговых Центров, напомнил, что во время кризиса 2008 года ритейлеры написали коллективное письмо, в котором попросили владельцев ТЦ на треть снизить ставки аренды, на что владельцы площадей пойти не могли. Тогда прошло собрание, итогом которого стало решение договариваться с каждым арендатором о денежных или иных условиях индивидуально. «Сейчас, по истечении времени, мы видим, что нужно выходить на новый уровень отношений», — подчеркнул спикер. Он добавил, что было предложено весьма интересное решение – подписать соглашение о том, как участники рынка будут двигаться вперед шаг за шагом. Девелоперы положительно отнеслись к данной идее, отметив, что надо согласовать схему взаимодействия в общем, а потом согласовать конкретные вопросы – общий арендный договор, раскрытие информации и последующие шаги, вытекающие из результатов реализации предыдущих этапов. Подписать соглашение Олег Войцеховский предложил на международной выставке REX (проект соглашения находится на согласовании).

На встрече также присутствовал Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.  Он рассказал, что на рынке сейчас идет переток рыночной силы, когда «ритейлеры не то, чтобы диктуют свои правила, но оказались услышаны». Также Лобанов отметил положительную динамику в работе Министерства с бизнесом.

Статические данные представил Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, который отметил, что за последние 14 лет график ввода ТЦ был практически сопоставим с графиком цен на нефть. Так, в 2008 году наблюдался пик предложения, когда был зафиксирован высокий уровень цен на нефть, в 2009-м достраивались те ТЦ, которые не успели сдать ранее. Потом начался спад в экономике, пик кризиса пришелся на 2014-й. Дальше все девелоперы вновь взялись за стройку, оказавшись заложниками потребительской ситуации на рынке. Аналитики ожидают, что к концу года объемы ввода новых ТЦ составят около 400 тыс. кв. м – это одна из самых низких цифр за последние несколько лет. «Не лучше ситуация и в США, где рынок ТЦ буквально умер: Торговые центры и розничные торговые операторы банкротятся каждый месяц» — отметил Обуховский. «Торговые центры умирают, но возрождается стрит-ритейл, фэшн-торговля умирает, но появляются разнообразные лайфстайл-концепции. Всё более возрастает роль туристов в торговле. Москву это тоже ждет. Есть разные теории, но столица становится все более популярным местом для туристов, растет роль стрит-ритейла», — подытожил свое выступление Александр Обуховский.

Однако Евгений Бутман не согласился с этим тезисом и поставил под вопрос светлое будущее стрит-ритейла в России, заметив, что, торговые центры для ритейлеров в настоящее время являются «убежищем от бурей и невзгод». К примеру, «в Москве еще никогда не наблюдалось такой нелюбви к ритейлерам со стороны властей, как сейчас»  — подчеркнул Бутман. «Бизнесменам сложно открывать торговую точку, которая в скором времени может закрыться на несколько месяцев из-за очередных строек»

Сергей Саркисов отметил, что очень важно, чтобы каждый торговый центр в качестве стандарта работы с арендаторами делал рейтинг арендаторов по общей выручке, по выручке с квадратного метра, а также категорийный рейтинг по типам арендаторов.

На закрытой части Общего собрания  Исполнительный директор НАСТ Лия Левинбук призвала членов Ассоциации активнее вовлекаться в повестку и  делиться своим мнениям по текущим рабочим вопросам в режиме онлайн. не молчать о проблемах.

«В НАСТ, как и в любом бизнес-объединении, основной целью является лоббирование интересов отрасли.  Поэтому прошу участников Ассоциации не только активней участвовать в рабочих группах, но и формовать повестку отрасли самостоятельно. Кроме того, помогать привлекать новых членов в НАСТ, т.к. чем больше участников в Ассоциации, тем проще и быстрее решать  поставленные перед  НАСТом задачи».

loader
loader